3 определения Конституционного Суда РФ по жилищным вопросам за май 2022 года
Практика Конституционного Суда РФ по вопросам ЖКХ. Предоставление жилья в давно аварийном доме – определение № 1231-О
Заявители оспаривали конституционность статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Чуть ранее суд отказал им, как сособственникам жилых помещений в многоквартирном доме, признанном ветхим до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, в удовлетворении требований к муниципалитету о предоставлении жилья.
По мнению заявителей, норма лишает граждан, проживающих в ветхом (аварийном) доме, права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения в случае, если многоквартирный жилой дом был признан ветхим (аварийным) до введения в действие Жилищного кодекса РФ и право на получение другого жилого помещения было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия, но не реализовано из-за бездействия органов местного самоуправления.
Позиция Конституционного Суда РФ:
-
норма не препятствует защите прав в том числе посредством оспаривания решений, действий либо бездействия уполномоченных органов, связанных с непризнанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (глава 22 КАС РФ),
-
норма не исключает внеочередного предоставления названным лицам жилых помещений по договорам социального найма при наличии к тому оснований (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Отказ в соцвыплате на жилье – определение № 1230-О
Заявитель оспаривал конституционность статей 30 и 31 Жилищного кодекса РФ.
Чуть ранее он безуспешно пытался оспорить отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение такой выплаты и понуждении уполномоченного органа к постановке на учет.
При этом суды исходили из того, что у заявителя отсутствует право на получение выплаты, поскольку как член семьи своей матери он обеспечен в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
По мнению заявителя, нормы препятствуют реализации права собственности и получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Позиция Конституционного Суда РФ:
-
часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов.
-
эта норма призвана обеспечить предоставление гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям статьи 40 Конституции РФ.
Снятие с очереди на улучшение жилищных условий – определение № 1276-О
Заявитель оспаривал конституционность части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», устанавливающей, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма; указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений данной части.
Чуть ранее заявителю отказали в удовлетворении исковых требований о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. Суды исходили из того, что заявитель обеспечен площадью жилых помещений более нормы предоставления.
По мнению заявителя, норма позволяет судьям произвольно определять обстоятельства, являющиеся основаниями для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на такой учет до 1 марта 2005 года, и снимать их с такого учета, основываясь на нормах права, не подлежащих применению с учетом их действия во времени.
Позиция Конституционного Суда РФ:
-
норма направлена на сохранение прав граждан, принятых до 1 марта 2005 года на учет в целях получения жилых помещений по договорам социального найма, и не предполагает возможности снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.